Информация для родителей
Основные принципы и научные подходы в дошкольном образовании
16.01.2021
- «ФГОС дошкольного образования» утверждены Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 и вступили в силу с 01 января 2014 г.
- Утратили силу Приказы Министерства образования науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»,
от 20 июля 2011 г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Что такое «ФГОС дошкольного образования» и для чего он нужен? (п.1.1.)
- ФГОС – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- ФГОС – это предмет регулирования отношений в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
На основе каких документов разработан ФГОС дошкольного образования?
Какие принципы лежат в их основе? Что учитывается в Стандарте? (п.1.2, п.1.3)
- ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
- В их основе заложены принципы:
1)поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства…
2)личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей…
3)уважение личности ребенка;
4)реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
- В Стандарте учитываются:
1)индивидуальные потребности ребенка…
2)возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Основные принципы дошкольного образования (п. 1.4)
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цели ФГОС ДО (п.1.5)
- Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи ФГОС ДО (п.1.6)
- Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.
2.3. Программа формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
Направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6)
- Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
От чего зависит содержание образовательных областей, чем оно определяется и как реализуется? (п.2.7)
- Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)
Виды деятельности для каждого возраста.
В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Аспекты образовательной среды (п.2.8)
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
16.01.2021
Основные
положения |
|
Личностно –
ориентированный подход |
Личностный подход включает
как одну из важнейших задач формирования у ребенка положительной Я-концепции Под личностно -
ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в
педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему
взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать
процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие
его неповторимой индивидуальности. В данном определении отражена сущность
этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты: - личностно –
ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической
деятельности; - он представляет
собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов
педагогических действий; - данный подход
связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности
ребенка, проявлению его субъектных качеств. |
Деятельностый подход |
Деятельностный подход
означает организацию и управление целенаправленной образовательной
деятельности воспитанника в общем контексте его жизнедеятельности –
направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания
смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления
субъектности ребенка. Деятельностный подход в
своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника
сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и
воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере
способствуют становлению субъектности ребенка. |
Культурологический
подход |
Обеспечивает компетентное
введение воспитанников в мир культуры, постижение ее смысла и ценности, когда
их знакомят с духовными, интеллектуальными и материальными культурными
ценностями, способствует овладению деятельностью по созданию и сохранению
прекрасного, развитие творческих потенциалов личности развитие всей целостной
совокупности качеств личности. |
Ценностно – ориентированный
подход |
Мера этого развития провозглашается главным
результатом образования, критерием качества работы учителя, воспитателя,
руководителя, образовательного учреждения в целом. Такой подход обращает
образовательное учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где
таятся еще не развитые способности и возможности. Цель ОУ – разбудить,
вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более
полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход
к ребенку в образовательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная
основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет
следующие позиции: · новый
взгляд на личность как цель образования, личностную направленность
учебно-воспитательного процесса; ·
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; · отказ от
прямого принуждения как метода, не дающего результата в современных условиях; · новую
трактовку индивидуального подхода; формирование положительной
Я-концепции |
Компетентностный
подход |
Компетентностный подход в
воспитании акцентирует внимание на формировании у детей компетенций
обеспечивающих им возможность успешной социализации |
19.11.2021
Просмотров всего: , сегодня:
05.10.2021
Просмотров всего: , сегодня:
29.09.2021
Просмотров всего: , сегодня:
14.09.2021

Просмотров всего: , сегодня:
09.03.2021

Просмотров всего: , сегодня:
26.01.2021

Просмотров всего: , сегодня:
23.12.2020

Просмотров всего: , сегодня: