Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогическом комиссией препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать
обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных
организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения
образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных
представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная
организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и
образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями
обучающихся.
Специальные
условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
·
Образовательные
программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
·
учебники, учебные
пособия и дидактические материалы;
·
технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
·
предоставление
услуг ассистента (помощника, тьютера);
·
проведение
коррекционных занятий;
·
обеспечение
доступа в здания организаций.
Обучение
лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется на основе
адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Для успешной реализации образовательного процесса
детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные маршруты развития. Для
сопровождения, включения и обучения детей с ОВЗ в МАДОУ "Детский сад №
29" имеются специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды,
«Сурдо-онлайн»: универсальная платформа перевода жестового языка
Уважаемые граждане!
С целью информационной доступности для граждан с нарушением слуха на территории Свердловской области продолжается оказание информационных и консультативных услуг по Единому социальному телефону через доступ к службе качественного, моментального перевода жестового языка в режиме реального времени.
Доступ к универсальной платформе перевода жестового языка SOL («Сурдо-онлайн») доступен с любого устройства пользователя,оснащенного Web-камерой.
Для обращения необходимо:
— нажать на кнопку, размещенную на сайте ГКУ СОН СО «Организационно-методический центр социальной помощи», или перейти по ссылкеhttps://connecta.space/ekbhelp.php;
— дождаться, когда на экране появится сурдопереводчик;
— задать интересующий вопрос.
Сурдопереводчик с помощью специалиста Единого социального телефона8-800-300-8-100предоставит необходимую консультацию.
Услугами могут воспользоваться граждане, проживающие на территории Свердловской области.
График предоставления услуг: понедельник-пятница с 10.00 до 17.00.
https://uralsocinform.ru/press-center/actual/surdo-onlayn-universalnaya-platforma-perevoda-zhestovogo-yazyka/
Специально оборудованные учебные кабинеты
Грамотно оформленные иоснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения икоррекционные кабинеты обеспечивают психологическую идидактическую безопасность процесса получения знаний дошкольниками сОВЗ и (или) инвалидностью, дают имвозможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные сособенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.
В МАДОУ "Детский сад № 29" оборудованыкабинеты для проведения коррекционной работы с детьми:
Кабинет учителя-логопеда предназначен для
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на первом этаже.
Кабинет визуально разбит на зоны:
1.Зона диагностической и коррекционно-развивающей работыпредназначена для проведения обследований (в индивидуальной форме) и коррекционно-развивающих занятий (в индивидуальной и подгрупповой форме). Зона оснащена детскими столами и стульями, где могут разместиться воспитанники, магнитной доской. Диагностические и коррекционно-развивающие материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, систематизированы по возрасту и проблематике.
2.Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. В кабинете сосредоточен материал дляпродуктивной деятельности воспитанников: природный материал, карандаши, краски, цветная бумага, альбомы. Обстановка кабинета помогает детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специализированный инклюзивный кабинет, который предназначен для индивидуальных практических занятий педагогов и тьюторов с воспитанниками детского сада, имеющими особенности развития в МАДОУ "Детский сад № 29"отсутствует.
Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием всоответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011−2025 годы. Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждения.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Во всех группах МАДОУ "Детский сад № 29" обеспечен беспрепятственный доступ к детской художественной литературе всем детям, в том числе лицам с ОВЗ и (или инвалидностью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал расположен на 1 этаже здания МАДОУ "Детский сад №29". В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь, тренажеры, на территории есть 1 уличная площадка.
Доступа к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступк объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МАДОУ "Детский сад № 29" доступен условно для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Полностью доступен для лиц, с нарушениями слуха, зрения и умственными нарушениями.
Калитка и центральный вход в ДОУ оснащены вывесками с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Доступ в здание МАДОУ "Детский сад № 29" обеспечен при организационной помощи персонала (приказом заведующего ДОУ) назначен ответственный сотрудник.
Специальные условия питания
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 29.01.2021 г. № 62296
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется.
На бесплатное питание в учреждении имеют право:
- дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды);
- дети с туберкулезной интоксикацией;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). (Статья 65 п.3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны
здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. "Организация медицинского обеспечения для
дошкольных образовательных учреждений, договора о взаимодействии с учреждением
здравоохранения ГБУЗСО Верхнепышминской ЦГБ имени Бородина. Для медицинского
сопровождения воспитанников в детском саду оборудован медицинский блок.
Медицинский блок прошел лицензирование.
В рабочем кабинетепроходят осмотры детей, в том числе с ОВЗ и (или инвалидностью),
консультирование родителей по вопросам здоровья. В кабинете хранятся документы.
Процедурный кабинетпредназначен для хранения вакцины, лекарственных
препаратов, оказания доврачебной помощи, вакцинирования.
Изоляторпредназначен
для размещения в нем внезапно заболевших воспитанников.
Функционирует
психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного
психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных
возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.ППк тесно
сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями
направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду
используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное
физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию
отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующеемероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
·
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
·
осуществление систематического контроля за физическим развитием
воспитанников и уровнем их заболеваемости;
·
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного
учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории,
здания, помещений соответствует требованиям действующих
санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая
группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
У воспитанников МАДОУ "Детский сад № 29" нет доступа к электронным образовательным ресурсам.
Ниже предлагаем подборку полезных сайтов для родителей (законных
представителей), которая может быть полезной в домашних условиях:
Электронная библиотека для родителей детей с ОВЗ и
инвалидов ресурсного центра
Сайт
проекта «Особый ресурс» предназначен для родителей особых детей.
Программа реабилитации детей с ограниченными
возможностями по слуху «Я слышу мир»
Полезные
материалы для занятий с детьми
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют
В
нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
-
мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале;
переносная мультимедийная установка;
- музыкальный центр (музыкальный зал);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе и спортивном зале)
- Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном
процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.